Уважаемые родители!
В дополнение к письму министерства образования Кировской области от 06.04.2020 г. №1941-42-03-04 информируем о том, что службой психолого-педагогической помощи КОГОБУ "Центр дистанционного образования детей" подготовлены видеоматериалы по проведению психологической работы с участниками образовательного процесса в условиях ограничительных мер (профилактические мероприятия по предотвращению COVID-19)
Видеоматериалы для родителей и детей
Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии
Если ребенок не умеет проигрывать?
Как относиться к ситуациям бурного и аффективного переживания ребенком проигрыша в игре? Что может сообщать окружающему миру ребенок, когда упрямо настаивает в споре, что только он прав, пытается любыми путями добиться признания своей правоты; с чрезмерной активностью вступает в конкуренцию; испытывает трудности в принятии мнения, отличного от его; с трудом представляет себя в роли проигравшего? внутренний смысл такого поведения можно выразить фразами, типа: "Если я не лучше всех, все пропало", "Если я не докажу, что прав, мое мнение ничего не стоит". Такое поведение может сопровождаться переживанием чувства обесценивания себя, если он не выигрывает, не оказывается на "высоте". Ребенок закрывается, обижается, если чувствует, что что-тот грозит ему или сложившемуся у него образу себя. Важно помогать ребенку лучше осознавать реальность, развивать навык адекватного реагирования и на выигрыш, и на проигрыш, показывать ему способы поведения, удерживающие его от развязывания "борьбы мнений".
Позитивный результат родительской помощи проявиться в балансе между предоставлением ребенку права отстаивать свое мнение и развитием его готовности быть открытым своим удачным и неудачным действиям без потери чувства собственной ценности.
Замечайте и обязательно обращайте внимание, когда ребенку удается прийти к соглашению с неизбежным проигрышем. когда ребенок уверен, что у него есть близкий человек, готовый его выслушать, понять, проигрыш не воспринимается как жизненная катастрофа.
Помогайте ребенку осваивать новые виды поведения и самовыражения, ощущать больше свободы от результата и наслаждаться самим процессом общения. В контактах со сверстниками и взрослыми побуждайте его чаще говорить: "Я согласен", "Эта идея мне нравиться (не нравиться)", "Давайте так и сделаем" и т.п.
Не злоупотребляйте введением игровых правил, по которым ребенок, выполнивший в ходе игры что-то неверно, должен из неё выбывать. Ведь ребенка уже постигла неудача, и на эту неприятность накладывается другая - чувство исключенной из игры. (Нередко опыт таких слишком сильных чувств может приводить к избеганию ситуаций, грозящих неудачей или к резким формам конфронтации с иными мнениями).
Завершая игры, делайте акцент не на победившем и побежденном, а на том, что было здорово и интересно играть, общаться.
Не позволяйте сравнений проигравшего ребенка с выигравшим - тем самым вы только усилите в нем стремление победить любой ценой.
Скажите в случае проигрыша, что вы верите в него, что у него достаточно сил и уверенности, чтобы справиться. не считайте проигравшего ребенка жертвой, не пытайтесь его утешить, иначе он начнет считать себя несчастным, даже если не собирался этого делать.
Вместе с тем не пытайтесь оградить ребенка от неудач. Как известно, "в неудаче - движение к силе". чтобы поддержать проигравшего ребенка, поделитесь собственными воспоминаниями о своих детских проигрышах. ребенок начнет лучше осознавать, что есть удачный опыт и не очень - и это нормально. Говорите ребенку в случае необходимости: "Промахи и ошибки не что иное, как возможность учиться и не более"; "У тебя есть право отстаивать свое мнение, другие могут с ним согласиться или нет. И то и другое нормально"; "Давай обсудим все "за" и "против" и т.п.
применение таких форм поддержки ребенка, не умеющего достойно проигрывать, будет способствовать развитию у него позитивного и адекватного самовосприятия, реалистичного отношения к миру людей и отношений.
Е.П. Арнаутова канд.пед.наук /Игра и дети № 8 2007г./ |