Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Родничок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников
п. Гирсово Юрьянского района Кировской области
Календарно-тематическое планирование
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
п. Гирсово, 2012г.
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
По данной образовательной деятельности используется(учебно-методическое пособие «Занятия по ознакомлению с окружающим миром старшей группе детского сада» О.В.Дыбина, Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2011)
Учебно-методическое пособие <<Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе>>Н.В.Алёшина, Москва-2009 УЦ ПЕРСПЕКТИВА
Пояснительная записка
Направление «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «познание»
Задачи:
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение цели и развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития у детей через формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о
предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.),
создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).
Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять
умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их
(посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что
любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел» стол?», «Как получилась
книжка?» и т. п.
Расширять представления детей о профессиях.
Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз),
сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, оформления группового и садовского
помещения, организацию развивающей среды продолжить знакомство с культурными
явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества,
связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Продолжать знакомить с понятием денег, их функциями (средство для оплаты труда,
расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир,
средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись,
скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных
времен (одежда, утварь, традиции и др.).
К концу года дети должны знать:
Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
Знает название родного поселка, страны, ее столицу.
Перспективное планирование.
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
(используется учебно-методическое пособие «Занятие по ознакомлению с окружающим миром, расширение кругозора в старшей группе детского сада» О.В.Дыбина, Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2011) Учебно-методическое пособие <<Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе>>Н.В.Алёшина, Москва-2009 УЦ ПЕРСПЕКТИВА
№
занятия
|
Подраздел
программы
|
Тема
|
Программное
содержание
|
Сентябрь
|
1
|
Предметное
окружение
|
Предметы,
облегчающие труд
человека в быту
|
Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание
на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления.
О.В.Дыбина, с.9
|
2
|
Явления
общественной
жизни
|
Моя семья
|
Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи. Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям — членам семьи.
О.В.Дыбина, с.11
|
3
|
Труд взрослых
|
Как выращивают хлеб
|
Закрепить знания детей о различиях города и села: дома, транспорт, труд людей. Закрепить знания детей о том, что хлеб-это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и хлебу.
Н.В.Алёшина с.23
|
4
|
Предметный мир
|
Знакомство детей с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.
|
Закрепить знания детей о родовом понятии транспорт. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее и по общим признакам <<места передвижения>>классифицировать транспорт на наземный, водный и воздушный
Н.В.Алёшина с.32
|
Октябрь
|
5
|
Предметный мир
|
Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная
|
Закрепить знания детей об обобщающем понятии - одежда. Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам – летняя, зимняя, демисезонная.
Н.В.Алёшина с.47
|
6
|
Труд взрослых
|
Экскурсия на почту.
|
Закрепить знания детей о работе почты – о работе почтальона. Дать детям знания о том, что по почте можно отправить не только письма, но и посылки. Познакомить детей с работой приемщицы посылок: принимает посылку, взвешивает, запечатывает, выписывает квитанции, выдает посылки. Воспитывать уважение к людям труда.
Н.В.Алёшина с.54
|
7
|
Предметное
окружение
|
Что предмет
расскажет о себе
|
Побуждать детей выделять особенности предметов (размер, форма, цвет, материал, части, функции, назначение).
Совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.
О.В.Дыбина, с.12
|
8
|
Явления
общественной
жизни
|
Мои друзья
|
Углублять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним (поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят грустно, поговори с ним,
,поиграй).
О.В.Дыбина, с.14
|
Ноябрь
|
9
|
Предметный мир
|
Как освещались дома
|
Познакомить детей с историей создания осветительных приборов, с тем, что любая вещь создана трудом многих людей; люди усовершенствовали осветительные приборы, чтобы ими было удобнее пользоваться. Воспитывать в детях интерес к истории возникновения и усовершенствования предметов, уважение к людям, создававшим различные предметы.
Н.В.Алешина с.71
|
10
|
Труд взрослых
|
Знакомство с трудом работников швейной промышленности
|
Систематизировать знания детей о классификации одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей о названии ткани и способах их изготовления. Познакомить детей с трудом работников швейной промышленности: закройщики, портные; одежду шьют в ателье, на швейных фабриках.
Н.В.Алешина с.76
|
|
11
|
Предметное
окружение
|
Коллекционер
бумаги
|
Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах. Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
О.В.Дыбина, с.16
|
12
|
Явления
общественной
жизни
|
Детский сад
|
Показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.
О.В.Дыбина, с.17
|
Декабрь
|
13
|
Предметный мир
|
Знакомство со свойствами дерева и металла
|
Уточнить знания детей о свойствах дерева и металла, с которыми они познакомились в средней группе (металл – холодный материал, дерево – теплый, металл прочнее и тяжелее дерева. Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит.) Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них.
Н.В.Алешина с.91
|
14
|
Труд взрослых
|
Знакомство детей со строительными профессиями
|
Закрепить знания детей о различных профессиях людей. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим словом строитель. Учить детей группировать, объединять профессии людей по общему признаку. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что детей окружает.
Н.В.Алешина с.97
|
15
|
Предметное
окружение
|
|
Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
О.В.Дыбина, с.19
|
|
|
16
|
Явления
общественной
жизни
|
Игры во дворе
|
Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности, обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города.
О.В.Дыбина, с.20
|
Январь
|
17
|
Родной город
|
Правила безопасности в городе
|
Закрепить знания детей о транспорте, о его классификации. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с новыми правилами безопасности на улице.
Н.В.Алешина с.100
|
18
|
Родной город
|
<<Москва – столица России. Герб Москвы>>
|
Уточнить знания детей о родном поселке, дать детям знания о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.
Н.В.Алешина с.110
|
|
|
19
|
Предметное
окружение
|
В мире металла
|
Знакомить детей со свойствами и качествами металла. Учить находить металлические предметы в ближайшем окружении.
О.В.Дыбина, с.22
|
20
|
Явления
общественной
жизни
|
В гостях
у кастелянши
|
Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Развивать доброжелательное отношение к ней.
О.В.Дыбина, с.23
|
Февраль
|
21
|
Труд взрослых
|
Все работы хороши
|
Закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.
Н.В.Алешина с.120
|
22
|
Родная страна
|
День защитника Отечества. Памятник защитникам
Отечества в родном поселке
|
Продолжать знакомить детей с людьми, прославившими Россию: познакомить их с памятником защитникам Отечества в родном поселке. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны.
Н.В.Алешина с.125
|
23
|
Предметное
окружение
|
Песня колокольчика
|
Закреплять знания о стекле, металле, дереве; их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.
О.В.Дыбина, с.25
|
24
|
Явления
общественной
жизни
|
Российская армия
|
Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.
О.В.Дыбина, с.26
|
Март
|
25
|
Родной город
|
Театры родного города (Кукольный театр)
|
Уточнить знания детей о местах отдыха в родном городе. Дать знания о том, что такое театр, о разновидности театров. Познакомить с кукольным театром. Вызвать в детях желание посетить театр.
Н.В.Алешина с.138
|
26
|
Предметный мир
|
Из какой посуды раньше ели
|
Познакомить детей с историей создания предметов посуды, с тем, что любая вещь создана трудом многих людей; люди усовершенствовали предметы посуды, чтобы ими было удобнее пользоваться. Воспитывать в детях интерес к истории возникновения и усовершенствования предметов, уважение к людям, создававшим различные предметы.
Н.В.Алешина с.145
|
27
|
Предметное
окружение
|
Путешествие
в прошлое лампочки
|
Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета.
О.В.Дыбина, с.29
|
28
|
Явления
общественной
жизни
|
В гостях у художника
|
Формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интересы.
О.В.Дыбина, с.30
|
Апрель
|
29
|
Родная страна
|
<<Литературная викторина по русским народным сказкам>>
|
Закрепить знания детей о русских народных сказках. Воспитывать в детях любовь к русскому устному народному творчеству.
Н.В.Алешина с.149
|
30
|
Труд взрослых
|
<<День космонавтики>>
|
Закрепить знания детей о том, что 12 апреля – День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полет человека в космос – это плод труда многих людей: ученых – конструкторов, механиков, врачей и др.
Н.В.Алешина с.164
|
31
|
Предметное
окружение
|
Путешествие
в прошлое пылесоса
|
Вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.
О.В.Дыбина, с.33
|
32
|
Явления
общественной
жизни
|
Россия -
огромная страна
|
Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой - главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями.
О.В.Дыбина, с.34
|
Май
|
33
|
Родной город
|
<<9 Мая – День Победы>>
|
Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания детей о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувства гордости за свой народ, уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны.
Н.В.Алешина с.180
|
34
|
Предметный мир
|
<<Предметы, которые нас окружают>>
|
Закрепить знания детей о назначении предметов, о названиях материалов, из которых сделаны предметы.
Расширить представление детей об истории создания предметов человеком, о функциях предметов.
Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает.
Н.В.Алешина с.191
|
35
|
Предметное
окружение
|
Путешествие
в прошлое телефона
|
Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона. Учить составлять алгоритмы. Развивать логическое мышление, сообразительность.
О.В.Дыбина, с.36
|
36
|
Явления
общественной
жизни
|
Профессия — артист
|
Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, кино, на эстраде. Рассказать о деловых и личностных качествах представителей этой творческой профессии, ее необходимости для людей. Подвести к пониманию того, что продукт труда артиста отражают его чувства. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий.
О.В.Дыбина, с.37
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|